БАГДАД
БАГДАД — столица Республики Ирак, государства в
Юго-Западной Азии. Город расположен на берегах реки Тигр.
Багдад был основан в 762 г. халифом Мансуром из
семьи Аббаса — дяди основателя ислама пророка Мухаммеда. Город официально
был назван Мадинат ас-салям (Город мира или Город благоденствия),
но за ним сохранилось также название Багдад (по-персидски — «данный
богом») по существовавшему здесь ранее местечку. Багдад был столицей
халифата Аббасидов (Багдадского халифата). Благодаря выгодному экономико-географическому
положению город быстро вырос в крупный центр Арабского Востока. При
пятом правителе из династии Аббасидов, Гаруне ар-Рашиде (786—809),
халифат был в зените славы и могущества, а его столица Багдад стала
мировым центром ремесел, торговли и искусств, местом, куда прибывали
посланцы Европы, Африки, Индии и Китая.
С распадом Багдадского халифата культурная и экономическая
жизнь Багдада постепенно стала увядать. В середине XIII в. город был
захвачен ордами монгольского хана Хулагу, разграблен и почти до основания
разрушен. После монгольского нашествия Багдад несколько раз переходил
от одних завоевателей к другим. С XVII в. и до 1917 г. Багдад находился
под властью турецких султанов. Во время Первой мировой войны в 1917
г. Багдад был оккупирован английскими войсками. В 1921 г. он был провозглашен
столицей созданного Великобританией Королевства Ирак! В 1958 г. в
Багдаде совершилась антифеодальная и антимонархическая революция.
В Ираке была провозглашена республика. Багдад стал ее столицей. В
нем находятся резиденция президента республики и правительство.
Река Тигр делит город на две части: правобережную
Кяхр и левобережную — Расафа. 9 мостов сооружено через Тигр. Центром
современного Багдада является площадь Ат-Тахрир — освобождения, находящаяся
на левом берегу Тигра. Здесь расположены главные правительственные
учреждения, банки, компании. На площади Ат-Тахрир стоит памятник революции
14 июля — красочное панно-рельеф, выполненное из камня и бронзы: на
золотистом фоне темно-коричневые барельефы, символизирующие борьбу
народов Ирака. За Ат-Тахриром возвышаются сооруженные из светлого
камня ворота Парка нации. Барельеф «Свобода» над входом в парк также
посвящен июльской революции 1958 г. В центре парка скульптура — фигура
женщины в развевающейся абае (верхней одежде), олицетворяющая иракский
народ, стремящийся к свободе.
На центральную площадь выходят четыре главные магистрали
— улицы Эль-Джумхурия, Гаруна ар-Рашида, Саадун и набережная Абу Нувас.
На улице Эль-Джумхурия находятся многие государственные учреждения.
Улица Гаруна ар-Рашида названа так в честь героя известных сказок
«Тысячи и одной ночи». Это главная торговая улица столицы. Здесь расположены
многочисленные магазины, кафе, отели. Характерная особенность домов
на этой улице — балконы шанашиль, заменяющие окна второго этажа. Обычно
они изготавливаются из деревянных решеток и выдаются на один-полтора
метра от стены дома. Такая конструкция балконов позволяет мусульманским
женщинам следить за жизнью улицы, не выдавая своего присутствия. Балконы
поддерживаются колоннами и загораживают прохожих от палящих лучей
солнца.
Улица Саадун с новыми современными жилыми зданиями,
изысканными виллами, шикарными ресторанами, культурными центрами и
фешенебельными отелями заканчивается площадью, на которой сооружен
памятник Неизвестному солдату в виде каменной арки, облицованной майоликовой
плиткой голубовато-стального цвета, в глубине ее горит Вечный огонь.
Набережная Абу Нувас, названная в честь знаменитого средневекового
арабского поэта, протянулась на несколько километров. Ее украшают
высотные здания гостиниц, государственных учреждений, различных компаний.
Сравнительно новый квартал — Каррадат Мариам на
правом берегу Тигра. Здесь возвышается президентский дворец, здание
Национального собрания, крупнейший концертный зал ал-Хульд, ряд иностранных
посольств.
В городе на каждом шагу кафе и чайные, часто прямо
под открытым небом на лужайке в тени пальм. За столами сидят мужчины,
играют в домино, нарды, курят булькающий кальян, пьют кофе, чай или
просто смотрят на улицу, перебирая четки. Это — арабские кофейни.
Кофейни — мужские заведения, женщины в них не заходят.
В Багдаде несколько крытых рынков, но самый старый
и известный — Сук ас-сарай, расположенный в старом квартале города
на левом берегу Тигра. Сук ас-сарай состоит из нескольких рядов, представляющих
обувщиков, продавцов тканей, торговцев местными коврами, готовым платьем
и т. д. Самое колоритное место в Сук ас-сарае — ряд медников и жестянщиков.
Здесь изготавливаются и продаются кувшины для воды, кофейники с длинным
носиком и другие изделия. Поблизости находится комплекс зданий, представляющих
собой двухэтажные дома восточного типа, сооруженные еще во времена
турецкого владычества и называемые турецким словом «сарай», т. е.
«дворец». В них располагаются правительственные учреждения. Здесь
расположены и такие великолепные памятники старины, как караван-сарай
Хан-Марджан, мечеть Марджан и медресе ал-Мустансырия.
В Багдаде много прекрасных архитектурных памятников.
На берегу Тигра стоит Аббасидский дворец, построенный в XIII в., превращенный
ныне в музей. Как и большинство сооружений того периода, все помещения
Аббасидского дворца выходят в большой прямоугольный внутренний двор.
Во дворе стоит огромный гранитный фонтан.
Центральный и боковые фасады дворца — двухэтажные.
Нижний составляют галереи, на столбы которых опирается внешняя стена
второго этажа с глубокими нишами, образованными стрельчатыми арками.
В нескольких комнатах Аббасидского дворца находится выставка макетов
архитектурных памятников первых веков ислама. Особый интерес вызывают
арабские надписи из медресе, исполненные с изысканным изяществом.
Рядом с Аббасидским дворцом расположен другой интересный
памятник архитектуры XIII в. — медресе ал-Мустансырия. Стены школы
образуют внутренний широкий прямоугольный двор. В каждой из стен есть
большие, во всю высоту здания, ниши — айваны. В школе насчитывается
не менее ста залов и комнат различных размеров. Это было одно из известных
учебных заведений мусульманского Востока.
Самый древний из памятников эпохи Аббасидов — ворота
крепостных стен Баб ал-Вастани в восточной части Багдада, в районе
Шейх Омар. Они имеют вид башни с бойницами. Внутри башни выставлен
макет оборонительных стен Багдада.
Выдающееся архитектурное сооружение Багдада — Золотая
мечеть, находящаяся в северо-западной части города. Купола и минареты
мечети позолочены. Потолок покрыт золотом, эмалью, цветным стеклом
и кусочками зеркал. Стены с пола до потолка выложены цветными изразцами.
Высокая стена, окружающая прямоугольный двор святыни, выложена белыми
плитами, а семь различной величины входов со стрельчатым верхом —
изразцами с красивым растительным орнаментом и стихами из Корана.
Само здание богато декорировано.
Немусульманам запрещено входить в Золотую мечеть.
Полюбоваться ее внешним видом можно с крыши одного из окружающих мечеть
домов.
Остальные багдадские мечети построены в XIX—XX
вв. Самой красивой считается мечеть Хайдар-хана, расположенная на
улице Гаруна ар-Рашида. Одна из последних построенных мечетей — мечеть
14 Июля возведена в честь революции 1958 г. на улице Саадун.
В числе наиболее известных памятников в Багдаде
— памятники основателю города халифу Абу Джаафару Мансуру, вавилонскому
царю Хаммурапи и скульптурные композиции из бронзы на темы сказок
«Тысячи и одной ночи» — литературного памятника арабского средневековья.
Багдад — крупный научный и культурный центр страны.
В нем работают три университета,
Академия наук, Национальный театр, библиотеки.
Иракский национальный музей в Багдаде — один из лучших в мире музеев,
экспонирующих собрание археологических находок, обнаруженных в бассейне
Тигра и Евфрата. Многие его экспонаты уникальны. Экспозиция музея
построена по хронологическому принципу, памятники распределены по
шести разделам: период первобытнообщинного строя, шумерийский, вавилонский,
ахеменидский, сасанидский, исламский.
Интересны шумерские амулеты IV тысячелетия до н.
э. и копия черной стены с клинописным текстом законов Хаммурапи. Подлинник
стены находится в парижском Лувре. Перед зданием музея высится копия
ворот богини Иштар в Вавилоне.
Музей исламской культуры и Музей арабских памятников
посвящены арабскому периоду. К числу знаменитых музейных комплексов
относится Самарра — своего рода «аббасидский Версаль», бывшая резиденция
багдадских халифов.
Национальный музей современного искусства экспонирует
живопись, керамику, скульптуру.
В окрестностях столицы сохраняются развалины Вавилона.
По преданию, у места слияния Тигра и Евфрата находился райский сад,
из которого Бог изгнал Адама и Еву.