Правильное представление о
Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время.
Однако, где именно, когда, у какого народа оно было наиболее правильным,
установить трудно. Уж очень мало сохранилось об этом достоверных древних
документов и материальных памятников.
По преданию, древние индийцы
представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах слонов. До
нас дошли ценные исторические сведения о том, как представляли себе Землю
древние народы, жившие в бассейне рек Тигра и Евфрата, в дельте Нила и
по берегам Средиземного моря — в Малой Азии и Южной Европе. Сохранились,
например, письменные документы из древней Вавилонии давностью около 6
тыс. лет. Жители Вавилона, унаследовавшие свою культуру от еще более древних
народов, представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится
Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке
расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось,
что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта
окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо
— небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная
суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев,
Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий
Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу
суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна
— ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье
от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной
путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали,
что оно уходит в море и восходит также из моря. Таким образом, в основе
представлений древних вавилонян о Земле лежали наблюдения за явлениями
природы, однако ограниченность знаний не позволяла правильно их объяснить.
Иначе представляли себе Землю
древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой
кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам,
которые приносят с собой то дождь, то засуху. Обиталище ветров, по их
мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных
вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху
идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у
древних евреев, по-видимому, не было.
Очень многим география обязана
древним грекам, или эллинам. Этот немногочисленный народ, живший на юге
Балканского и Апеннинского полуостровов Европы, создал высокую культуру.
Сведения о самых древних из известных нам представлений греков о Земле
мы находим в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». В них говорится о Земле
как о слегка выпуклом диске, напоминающем щит воина. Сушу со всех сторон
омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому
движется Солнце, поднимаясь ежедневно из вод Океана на востоке и погружаясь
в них на западе.
Греческий философ Фалес
(VI в. до н. э.) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой
находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность
этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие
пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление
о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция
расположена на островах.
Современник Фалеса — Анаксимандр
представлял Землю отрезком колонны или цилиндра, на одном из оснований
которого мы живем. Середину Земли занимает суша в виде большого круглого
острова Ойкумены («населенной Земли»), окруженного океаном. Внутри Ойкумены
находится морской бассейн, который делит ее на две приблизительно равные
части: Европу и Азию. Греция же расположена в центре Европы, а город Дельфы
— в центре Греции («пуп Земли»). Анаксимандр считал, что Земля — центр
Вселенной. Восход Солнца и других светил на восточной стороне неба и заход
их на западной он объяснял движением светил по кругу: видимый небесный
свод составляет, по его мнению, половину шара, другое полушарие находится
под ногами.
Мир в представлении древних египтян: внизу —— Земля,
над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий
путь Солнца по небу от восхода до заката.
Последователи другого греческого
ученого — Пифагора (р. ок. 580 — ум. 500
до н. э.) — уже признали Землю шаром. Шаровидными они считали и другие
планеты.
Древние
индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны
стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом,
замыкает околоземное пространство.
Когда люди начали совершать далекие
путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля
не плоская, а выпуклая. Так, продвигаясь на юг, путешественники заметили,
что в южной стороне неба звезды поднимаются над горизонтом пропорционально
пройденному пути и над Землей появляются новые звезды, которые раньше
не были видны. А в северной стороне неба, наоборот, звезды спускаются
вниз к горизонту и потом совсем исчезают за ним. Выпуклость Земли подтверждалась
также наблюдениями за удаляющимися кораблями. Корабль исчезает за горизонтом
постепенно. Вот уже скрылся корпус корабля и над поверхностью моря видны
только мачты. Потом исчезают и они. На этом основании люди стали предполагать,
что Земля шарообразна.
Знаменитый древнегреческий ученый
Аристотель (IV в. до н. э.) первым использовал
для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями:
тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений
Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда
отбрасывает круглую тень.
Наконец, выдающийся астроном
древнего мира Аристарх Самосский (конец IV
— первая половина III в. до н. э.) высказал мысль о том, что не Солнце
вместе с планетами движется вокруг Земли, а Земля и все планеты вращаются
вокруг Солнца. Однако в его распоряжении было очень мало доказательств.
И прошло еще около 1700 лет, прежде чем это удалось доказать польскому
ученому Копернику.
Постепенно представления о Земле
стали основываться не на умозрительном толковании отдельных явлений, а
на точных расчетах и измерениях.