Северный Ледовитый океан лежит между двумя материками — Евразией и Северной
Америкой. По физико-географическим особенностям он подразделяется на глубоководный
Арктический бассейн, приблизительно в центре которого находится Северный
полюс Земли, и окраинные арктические моря, в большинстве своем мелководные.
В этих морях много островов, некоторые из них группируются в большие и
малые архипелаги.
Воды Северного Ледовитого океана омывают берега нашей Родины с севера.
Вдоль них пролегает основная трасса Северного морского пути — по морям
Белому, Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому.
Большая часть Северного Ледовитого океана находится внутри Северного полярного
круга. Важнейший признак этой области — полярная ночь и полярный день.
В Мурманске, исходном пункте Северного морского пути, полярная ночь длится
40 суток, полярный день — 58; на мысе Челюскина — самой северной точке
материка— продолжительность полярной ночи 107 суток, полярного дня —123;
на Северном полюсе полярная ночь и полярный день длятся приблизительно
по полгода.
Природа Северного Ледовитого океана крайне сурова. Девять-одиннадцать
месяцев тянется зима с сильными морозами и жестокой пургой. Замирает вся
видимая жизнь. Лишь изредка в поисках пищи пройдет одинокий белый медведь
или промелькнет грациозный арктический зверек белый песец. Не радует и
короткое холодное лето, пасмурное и сырое. Небо почти всегда затянуто
плотным слоем низких унылых облаков, чуть ли не ежедневно идет назойливый
моросящий дождь, часто наползает пронизывающий сыростью туман. Несмотря
на то что солнце круглые сутки совершает свой путь над горизонтом, увидеть
его удается очень редко. Температура воздуха на Земле Франца-Иосифа, мысе
Челюскина, Северной Земле летом держится около 0о. В любой
летний день она может понизиться до —5°, —10°, возможен сильный снегопад,
пурга.
Арктический бассейн во все времена года покрыт дрейфующими ледяными полями.
В результате неравномерного дрейфа льды местами разводит, и образуются
пространства открытой воды — разводья; в других местах, напротив,
льды сжимает и они, ломаясь, образуют хаотические нагромождения — торосы.
В окраинных морях зимой плавучий лед примерзает к берегам неподвижным
ледяным припаем. Летом припай разрушается и взламывается. Бывают годы,
когда взломленные льды далеко отходят от берега, освобождая путь пароходам,
а иногда они совсем не отходят или отходят недалеко, затрудняя мореплавание.
Сурово выглядит и арктическая суша. Все материковое побережье и острова
скованы вечной мерзлотой. Многие острова частично, а то и сплошь погребены
цод мощными ледниками. Нигде нет ни деревьев, ни кустарников.
Начало освоения Северного Ледовитого океана русскими относится к середине
XII в., когда впервые поморы вышли на берега Белого, а затем и Баренцева
морей, где промышляли тюленей, моржей, китов, белых медведей, ценные породы
рыб. Постепенно расширяя районы промысла, поморы, по-видимому, в XIV в.
уже плавали к Новой Земле и не позже XVI в.— к Шпицбергену.
В 1525 г. русский литератор и дипломат Дмитрий Герасимов впервые
высказал мысль о вероятном существовании водной магистрали, пролегающей
вдоль северных берегов Европы и Азии. Идея Герасимова послужила толчком
к поискам Северного морского пути Англией и Голландией, которые с этой
целью снарядили в XVI—XVII вв. несколько экспедиций. Однако ни одна из
них дальше западных районов Карского моря не прошла.
Первая английская экспедиция вышла в плавание в 1553 г. из Лондона на
трех небольших парусных судах. Во время сильной бури на подходе к мысу
Нордкап корабли потеряли друг друга. Два из них, в том числе тот, на котором
находился начальник экспедиции адмирал Хью Уиллоби, прошли до Новой
Земли или до острова Колгуева, откуда повернули обратно и встали на зимовку
у Мурманского берега, близ устья реки Варсины. Первая зимовка европейцев
в водах Северного Ледовитого океана окончилась трагически — весь личный
состав обоих судов в количестве 65 человек погиб от холода и голода. Судьба
третьего судна, которым командовал Ричард Ченслер, была счастливее.
Но и его плавание ограничилось низовьем Северной Двины.
В 1596 г. голландское судно под командованием Якова Гемскерка и
Виллема Баренца успешно достигло северного берега Новой Земли.
Мореплавателям казалось, что желанный путь в страны Востока уже открыт,
но их судно было намертво затерто льдами в бухте, названной ими Ледяной
Гаванью. Моряки перешли на берег и построили дом. Несколько человек не
вынесли трудностей суровой зимовки и умерли. Баренц и многие другие тяжело
заболели цингой. С наступлением лета голландцы бросили вмороженное во
льды судно и по прибрежной полосе чистой воды вышли на двух шлюпках на
юг. У острова Междушарского их заметили промышлявшие здесь русские поморы.
Они снабдили бедствующих моряков продуктами и указали наиболее безопасный
путь для возвращения на родину. 2 сентября 1597 г. голландцы благополучно
прибыли в Колу, а оттуда на попутном корабле вернулись в Амстердам. Но
Баренца среди них не было. Отважный мореплаватель скончался в первые дни
плавания на шлюпках.
В третьем плавании корабли Баренца были затерты льдами, что вынудило
его зазимовать в Ледяной Гавани.
Пока англичане и голландцы безуспешно пытались открыть Северный морской
путь, началось великое движение на восток русских поморов и землепроходцев.
Уже в середине XVI в. поморы освоили морской путь в устье Оби. Используя
притоки сибирских рек, поморы и землепроходцы с Оби перешли на Енисей
и Лену. Они совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его
берегов. Так был открыт морской путь из устья Енисея на Пясину, из устья
Лены к рекам Оленек и Анабар на запад, к рекам Яна, Индигирка и Колыма
на восток.
В 1648 г. группа мореходов во главе с «торговым человеком» Федотом
Алексеевым Поповым и казачьим атаманом Семеном Ивановым Дежнёвым
обошла на кочах Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан. В 1686—1688
гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла
морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы
Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой
Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских
островов. Немногим больше чем за столетие русские поморы и землепроходцы
прошли отдельными участками весь Северный морской путь. Предположение
Дмитрия Герасимова о существовании морского пути из Европы в Тихий океан
вокруг северных берегов Евразии подтвердилось.
В 1733—1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье
работала Великая Северная экспедиция. За десять лет она прошла
отдельными участками почти весь Северный морской путь, от Архангельска
на западе до мыса Большой Баранов на востоке, выполнила на всем этом протяжении
гидрографическую опись, составила карты.
Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути
внесли русские мореплаватели Фердинанд Петрович Врангель и Федор
Федорович Матюшкин (лицейский друг А. С. Пушкина). В 1820—1824 гг.
они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до
Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода
по дрейфующим льдам.
В 1873 г. Австро-Венгерская экспедиция под руководством Карла Вайпрехта
и Юлиуса Пайера на судне «Тегетгоф» открыла на севере Баренцева
моря обширный архипелаг, который назвала Землей Франца-Иосифа. Интересно,
что еще в 1865 г. русский моряк Николай Густавович Шиллинг высказал
научно обоснованное предположение, что «между Шпицбергеном и Новой Землей
находится еще не открытая суша, которая простирается к северу дальше Шпицбергена».
Впервые в Арктический бассейн проникла норвежская экспедиция Фритъофа
Нансена на судне «Фрам», построенном с таким расчетом, чтобы при ледовых
сжатиях оно выжималось на лед и оставалось невредимым. 21 июля 1893 г.
«Фрам» пришвартовался к обширной льдине приблизительно в 500 км к северо-северо-западу
от острова Котельный. Продрейфовав во льдах через весь Арктический бассейн,
судно 19 августа 1896 г. благополучно вышло на открытую воду недалеко
от северо-западного берега Шпицбергена. Экспедиция выполнила широкий комплекс
физико-географических наблюдений и установила, что в высоких широтах Арктики,
вопреки распространенному мнению, расположено не мелкое море, а глубоководный
океанический бассейн — глубокое Полярное море, как называл его Нансен.
Георгий Яковлевич Седов — русский гидрограф и полярный исследователь.
В 1912 г. на судне «Св. Фока» организовал экспедицию с целью достичь Северного
полюса.
Начиная с 1892 г. несколько попыток пройти к Северному полюсу по дрейфующим
льдам на собачьих упряжках предпринял американский арктический путешественник
Роберт Пири. Его усилия увенчались успехом лишь в 1909 г., когда,
выйдя с северного берега острова Элсмир, он с пятью спутниками достиг
Северного полюса.
Корабль «Св. Фока» на зимовке.
Почетное место в истории изучения Арктического бассейна и Северного морского
пути принадлежит шведской экспедиции на пароходе «Вега», которую возглавил
арктический путешественник и ученый Адольф Эрик Норденшелъд. В
свое знаменитое плавание «Вега» вышла в конце июля 1878 г. из порта Гетеборг.
Пройдя через Югорский Шар в Карское море, она миновала остров Диксон,
мыс Челюскина, бухту Тикси. Но в Восточно-Сибирском и особенно в Чукотском
море экспедиция встретила тяжелые сплоченные льды и 28 сентября была вынуждена
стать на зимовку несколько восточнее Колючинской губы, в 200 км
от Берингова пролива. 18 июля 1879 г., как только вскрылись льды, «Вега»
возобновила плавание и уже через два дня обогнула северо-восточную оконечность
Азии, названную Норденшельдом мысом Дежнева. Так впервые одно судно прошло
весь Северный морской путь.
Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного
Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала
Степана Осиповича Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был
построен первый в мире мощный ледокол «Ермак», который предполагалось
использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское
море и для научных исследований океана до самых высоких широт.
Очень плодотворной по результатам была русская «Гидрографическая экспедиция
Северного Ледовитого океана» 1910—1915 гг. на ледокольных пароходах «Таймыр»
и «Вайгач». Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную
гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье
навигационные знаки. В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача
продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных
условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего
Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми невзломанными
льдами. Тогда было принято смелое решение обойти Льды с севера. Никто
не думал, что на этом пути моряки сделают крупнейшее географическое открытие
XX в. Это произошло ранним утром 3 сентября. «Я стоял на мостике, — рассказывает
участник экспедиции врач Л. М. Старокадомский, — и смотрел на разбитый
редкий лед, в котором пробирался наш «Таймыр»... И вдруг впереди, немного
вправо от курса, я стал различать смутные очертания высокого берега...
По мере того как корабль приближался к новой земле, вид берега становился
все внушительнее. Открывались высокие, до 500 м горы, круто спускавшиеся
к морю». «Таймыр» и «Вайгач» прошли вдоль восточного берега открытой суши
почти до ее северных пределов, где были остановлены непроходимыми льдами.
Не найдя прохода в Карское море, суда вернулись во Владивосток. В 1914
г. они вновь вышли в плавание и после зимовки у северо-западного берега
Таймырского полуострова благополучно прибыли в Архангельск. Открытая экспедицией
суша позднее была названа Северной Землей. Несмотря на целый ряд экспедиций,
многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый
океан был малоизученным.
Положение коренным образом изменилось в советское время, когда исследованию
и практическому освоению Северного морского пути было придано значение
государственной важности. Уже в 1920 г. в Архангельске, после его освобождения
от интервентов, под руководством опытного мореплавателя Михаила Васильевича
Николаева была снаряжена Сибирская хлебная экспедиция в устья
Оби и Енисея.
Сибирская хлебная экспедиция положила начало систематическим плаваниям
на западном участке Северного морского пути, а затем и на всем его протяжении.
10 марта 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского
научно;иссле-довательского института. Районом деятельности
этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек,
островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР. Начиная с 1923 г. в
течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого
океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.
В 1928 г. итальянская экспедиция Умберто Нобиле пролетела на дирижабле
«Италия» с Шпицбергена до полюса. На обратном пути дирижабль потерпел
катастрофу. Из 16 участников экспедиции 8 погибли, а оставшиеся в живых
оказались в беспомощном состоянии на дрейфующих льдах к северу от Шпицбергена.
Шесть европейских стран — Советский Союз, Италия, Норвегия, Финляндия,
Франция и Швеция — приняли участие в спасательных работах. Наибольший
успех в этом благородном деле выпал на долю советских моряков ледокола
«Красин», капитаном которого был Карл Павлович Эгге. Возглавлял
экспедицию опытный полярник Рудольф Лазаревич Самойлович.
В 1930 г. экспедиция О. Ю. Шмидта прошла на ледоколе «Георгий
Седов» из Баренцева моря к западным берегам Северной Земли.
«Красин» вышел 16 июня из Ленинграда и, преодолевая тяжелые льды, прошел
к северу от Шпицбергена дальше всех остальных судов. 10 июля находившийся
на борту ледокола полярный летчик Борис Григорьевич Чухновский на
самолете «Красный медведь» вылетел в разведку и вскоре обнаружил одну
из групп итальянцев. Они ютились на маленькой торосистой льдине, окруженной
разводьями. Не имея возможности сесть на такую льдину, Чухновский повернул
обратно к ледоколу, но из-за тумана совершил вынужденную посадку на торосистый
лед, поломав шасси и два винта самолета. В радиограмме летчик требовал,
чтобы «Красин» спасал итальянцев, и сообщал, каким путем лучше идти. Через
два дня ледокол подошел к льдине, на которой находились двое отчаявшихся
в спасении людей. В тот же день были приняты на борт еще пять человек,
и лишь только после этого «Красин» направился на помощь Чухновскому. Из
восьми оставшихся в живых участников итальянской экспедиции «Красин» спас
семь.
В 1930 г. экспедиция Отто Юльевича Шмидта впервые в истории арктического
мореплавания прошла на ледоколе «Георгий Седов» из Баренцева моря через
северные районы Карского моря к западным берегам Северной Земли. На одном
из островов этого архипелага в течение двух лет работала группа во главе
с Георгием Алексеевичем Ушаковым.
Ледокол «Александр Сибиряков».
Экспедиции на «Красине» и «Георгии Седове», выдающиеся сами по себе,
явились вместе с тем подготовкой к еще более значительной экспедиции на
ледоколе «Александр Сибиряков», которой руководили профессор О. Ю.
Шмидт и капитан В. И. Воронин. Эта экспедиция вышла в плавание
28 июня 1932 г. из Архангельска. Пройдя через пролив Маточкин Шар в Карское
море, «Сибиряков» посетил остров Диксон, зашел на остров Домашний и далее
направился в обход Северной Земли по пути, еще не изведанному мореплавателями.
Преодолевая огромные трудности, ледокол в октябре вышел в Берингов пролив.
Впервые в истории Северный морской путь был пройден за одну навигацию,
без единой зимовки.
Лагерь челюскинцев на дрейфующей льдине.
В феврале 1934 г. был раздавлен льдами и затонул экспедиционный пароход
«Челюскин». В разгар арктической зимы на дрейфующей льдине оказалось 104
человека, из них 10 женщин и двое детей. Через два месяца их вывезли советские
летчики, которые за этот подвиг впервые в нашей стране получили звание
Героев Советского Союза. Своим опытом челюскинцы практически доказали
возможность жизни и проведения научных наблюдений и исследований на дрейфующих
льдах, а успешные полеты советских летчиков натолкнули на мысль, что самолет
— самое надежное средство для доставки дрейфующей станции на Северный
полюс.
Весной 1937 г. самолеты доставили на льдину в районе Северного полюса
начальника первой дрейфующей станции Ивана Дмитриевича Папанина, радиста
Эрнста Тодоровича Кренкеля, геофизика Евгения Константиновича
Федорова и океанографа Петра Петровича Ширшова. За 274 дня
дрейфа папанинская станция «Северный полюс» прошла по генеральному направлению
2050 км и была эвакуирована ледокольными пароходами «Таймыр» и «Мурман»
19 февраля 1938 г.
Начальник станции «Северный полюс» И. Д. Папанин поднимает флаг СССР.
Осенью 1937 г. приблизительно там, где начинал свой дрейф «Фрам», был
затерт льдами ледокол «Георгий Седов». Вынужденный дрейф «Седова», которым
командовал Константин Сергеевич Бадигин, продолжался почти 27 месяцев
и закончился в январе 1940 г. северо-западнее Шпицбергена.
Экипаж первой дрейфующей станции «Северный полюс».
Весной 1941 г. воздушная экспедиция под командованием пилота полярной
авиации Ивана Ивановича Черевичного на тяжелом транспортном самолете
совершила три полета с острова Врангеля в район Полюса относительной недоступности.
И. Д. Папанин и О. Ю. Шмидт на борту ледокола «Ермак» в марте 1938
г.
Папанинская станция, седовцы и полеты Черевичного, а также другие советские
морские и воздушные экспедиции положили начало новому плодотворному методу
изучения природы Арктического бассейна.
Варварское нападение на нашу Родину гитлеровской Германии надолго прервало
эти исследования, однако Северный морской путь, несмотря на усилия фашистов
нарушить его работу, продолжал действовать всю войну и внес свою лепту
в великую победу советского народа над гитлеровской Германией. В послевоенные
годы освоение Северного морского пути получило еще больший размах. Еще
в первые годы войны из Мончегорска в Норильск был перебазирован медно-никелевый
комбинат, вскоре выросший в крупный металлургический центр страны. В послевоенные
годы на севере Якутии возникла и быстро начала развиваться алмазная промышленность,
значительно увеличилась добыча каменного угля: Исключительно большое развитие
получила добыча золота и других ценных металлов на Чукотке. Расширилась
заготовка экспортного леса на Енисее. Были открыты и начали эксплуатироваться
богатейшие запасы нефти и природного газа на Обском Севере. Все это требовало
резкого увеличения транспортных перевозок, значительная часть которых
падала на Северный морской путь.
Арктический флот каждый год пополнялся современными мощными ледоколами
и крупнотоннажными транспортными судами ледокольного типа. Каждый год
по Северному морскому пути шли речные пароходы, катера и баржи, предназначенные
для плавания и перевозки грузов по сибирским рекам от Оби на западе до
Колымы на востоке. Это потребовало дальнейшего изучения Северного Ледовитого
океана и впадающих в него судоходных рек. В 1948 г. была проведена первая
послевоенная высокоширотная воздушная экспедиция. В ней участвовало около
20 самолетов, часть которых представляла собой летающие лаборатории. Научные
отряды экспедиции высаживались на дрейфующие льды Арктического бассейна
и проводили океанографические, метеорологические и географические исследования.
Был открыт огромный подводный хребет Ломоносова, протянувшийся от Новосибирских
островов до острова Элсмир, на 1800 км, затем был открыт хребет Менделеева,
котловины Макарова, Бофорта и Нансена.
Весной 1950 г. с помощью полярной авиации на лед Арктического бассейна
в районе Полюса относительной недоступности была высажена дрейфующая станция
«Северный полюс-2», которой руководил Михаил Михайлович Сомов.
В 1954 г. были созданы сразу две дрейфующие станции: «Северный полюс-3»
под начальством Алексея Федоровича Трешникова и «Северный полюс-4»
во главе с Евгением Ивановичем Толстиковым. С этого времени на
льдах Арктического бассейна стали постоянно действовать несколько дрейфующих
станций. Когда одна из них выносится в опасный для дальнейшего дрейфа
район, она эвакуируется, а взамен в исходном районе, как правило к северу
от острова Врангеля, высаживается новая, которой присваивается очередной
по счету номер.
С 1955 г. на дрейфующих льдах Северного Ледовитого океана ежегодно устанавливают
автоматические радиометеорологические станции. Они позволяют следить за
дрейфом льдов и основными элементами погоды и в тех районах, где людей
нет.
Наблюдения и исследования в Северном Ледовитом океане дают исходные материалы,
на основе которых специалисты Арктического и Антарктического научно-исследовательского
института в Ленинграде и радиометеорологических центров на Диксоне, в
Тикси и Певеке осуществляют всестороннее гидрометеорологическое руководство
плаванием по Северному морскому пути.
Неузнаваемо изменилась за последние десятилетия и сама Арктика, ее побережье
и острова Северного Ледовитого океана. В еще недавно диких и неизвестных
местах круглосуточную вахту несут полярные станции и радиометцентры; работают
гидрографические базы; построены крупные промышленные предприятия; появились
и быстро растут благоустроенные города, насчитывающие десятки и даже сотни
тысяч жителей.