|
|
В Арктике и северной части Тихого океанаВ создании карты арктических и тихоокеанских побережий и островов великая заслуга принадлежит русским геодезистам и морякам XVIII в. Они описали все северные берега нашей Родины, нанесли на карту побережье Аляски, пролив, отделяющий Азию от Американского материка, открыли и описали многие острова-и архипелаги. Первые десятилетия XVIII в. в России — время петровских преобразований, которые способствовали росту промышленности и торговли, развитию отечественной науки. В это время создается русский морской флот. Россия получает выход к Балтийскому морю. Ведутся энергичные поиски новых морских торговых путей. От казака-землепроходца Владимира Атласова в столицу приходят вести о почти неизвестной Камчатке, куда он совершил поход в 1697—1699 гг. Атласов основал на Камчатке первое русское поселение; сообщил о виденных им вдалеке островах северной оконечности Курильской гряды. Миновало немногим более десяти лет, и к северной части Курил приплыли с Камчатки казаки. Их начальник Иван Козырёвский дважды побывал на Курилах (в 1711 и 1713 гг.) и составил «чертеж» неизвестного картографам архипелага. А еще десятилетие спустя впервые русские геодезисты Иван Евреинов и Федор Лужин начертили карту, на которой показали вместе с Сибирью полуостров Камчатку и Курильскую гряду. В 1725 г. из Петербурга отправилась Первая Камчатская экспедиция. Снаряжение ее было задумано Петром I незадолго до его смерти. Начальником экспедиции он назначил Витуса Беринга, моряка родом из Дании, двадцать лет состоявшего на русской службе. Помощниками Беринга были Алексей Ильич Чириков, впоследствии знаменитый мореплаватель, и Мартын Петрович Шпанберг. Экспедиции предписывалось ехать к берегам Тихого океана, построить там один или два корабля и плыть на север, чтобы узнать, соединяется ли Азия с Америкой. Еще лет за 80 до Камчатской экспедиции эту географическую загадку, в сущности, уже решили Семен Дежнев и Федот Попов. Но донесения Семена Дежнева надолго затерялись в Якутском архиве. С трудностями добиралась экспедиция к Тихоокеанскому побережью. Около полутора лет прошло, пока все участники ее собрались в Якутске. Потом с великими тяготами перевозили грузы по рекам и сухопутью еще на тысячу верст — из Якутска в Охотск. Наконец на небольшом судне «Фортуна» добрались через Охотское море к Камчатке. Там выстроили еще одно судно — «Св. Гавриил», на котором предстояло плыть на север. В июле 1728 г. «Св. Гавриил» отправился в путь. День за днем плыл корабль. Создавалась первая точная карта азиатского побережья моря, которое позднее было названо Беринговым. Английский мореплаватель Джемс Кук, побывавший в конце XVIII в. в этих местах, писал: «Я должен воздать справедливую похвалу памяти почтенного капитана Беринга; наблюдения его так точны иположение берегов означено столь правильно, что с теми математическими пособиями, какие он имел, нельзя было сделать ничего лучше. Широты и долготы его определены так верно, что надобно сему удивляться ». Во время плавания экспедиция Беринга открыла остров Св. Лаврентия и один из островов Диомида.
На этой старинной карте еще нет Северо-Западной части Америки и Восточной части Австралии, нет Антарктиды. Со многими ошибками изображены Северное и Восточное побережья Азии. А в изображении малоизученных областей нашла простор фантазия составителей карты. «Св. Гавриил» прошел пролив, отделяющий Азию от Америки, но противоположного, американского берега мореплаватели не увидели и вернулись. Открытие пролива, известного ныне под названием Берингова, завершили подштурман Иван Федоров и геодезист Михаил Гвоздев. В 1732 г. они прошли пролив на том же корабле «Св. Гавриил», оставленном Берингом на Камчатке. По путевому дневнику Федорова была составлена первая карта пролива, разделяющего два континента, с обозначением обоих его берегов. Об этих открытиях стало известно в столице не сразу. В это время в Петербурге подготовили новую экспедицию, которой в числе прочих заданий было поручено найти путь от Камчатки к американскому берегу. Начальником Второй Камчатской экспедиции был снова назначен Беринг, а его помощником — Чириков. Кроме плавания в водах Тихого океана экспедиции предстояло нанести на карту весь северный берег страны: от Архангельска до устьев Оби, Енисея, Лены и Колымы и еще далее на восток, к землям Чукотского края. Десять лет продолжались эти работы. Для их выполнения участники экспедиции были разделены на отряды. Имена многих руководителей и участников этих отрядов навсегда вошли в историю географических исследований и открытий. Среди них лейтенанты Степан Малыгин и Алексей Скуратов, обогнувшие полуостров Ямал, Дмитрий Овцын, который достиг с моря устья реки Енисей в обход Гыданского полуострова. В их числе Василий и Мария Прончищевы, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Семен Челюскин и др. Отряды, описавшие северное побережье Азии, ныне называют Великой Северной экспедицией. Из множества открытий, совершенных участниками этой экспедиции, расскажем об одном — достижении самой северной точки Азии на побережье Таймырского полуострова, куда добирался отряд Василия Прончищева. Он должен был составить описание берега на запад от Лены. Работа этого отряда, как и других, продолжалась несколько лет. В отряде находилась жена командира Мария Прончйщева — первая женщина, участвовавшая в научной арктической экспедиции. Путь к Таймыру начался в 1735 г. на дубель-шлюпке «Якутск». Плавание длилось меньше месяца, а тяжелая зимовка близ устья реки Оленек — почти год. Потом снова плыли к восточному побережью Таймыра, пока путь судну не преградили льды. На обратном пути к месту прежней зимовки умер от цинги Прончищев. Умерла и его жена, переносившая все тяготы и лишения. В 1739 г. «Якутск» вновь вышел в море с целью пройти от Лены до Енисея. Отрядом командовал лейтенант Харитон Лаптев, помощником его был штурман Семен Челюскин. И опять короткое летнее плавание и долгая томительная зимовка возле устья Хатанги. И снова плавание и неравная борьба со льдами близ побережья Таймыра. Последняя, самая трудная часть героической эпопеи наступила, когда судно затонуло. Люди перетащили на берег по льду уцелевшие грузы. Было решено продолжать описание берега. Семь лет спустя после начала работы появился на географической карте крайний северный мыс Азиатского материка. Его достиг штурман Челюскин. Он шел к нему с двумя спутниками от устья Хатанги. 8 мая 1742 г. Челюскин записал в путевом журнале, что достигнут мыс, дальше которого берег поворачивает на юг. В XIX в. этому мысу было присвоено имя Челюскина. Большим подвигом тихоокеанских отрядов было достижение Американского материка. Постройка кораблей для этого плавания закончилась в Охотске летом 1740 г., а ранней осенью пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» отправились к Камчатке. Корабли обогнули южную ее оконечность и вошли в обширную и удобную для стоянки судов Авачинскую бухту на восточном берегу полуострова. На берегу этой бухты во время зимовки был заложен город и порт Петропавловск. 5 июня 1741 г. корабли вышли в дальнее плавание. Пакетботом «Св. Петр» командовал Беринг. На борту его находился натуралист Вильгельм Стеллер, посланный Петербургской академией наук для участия в экспедиции. Пакетботом «Св. Павел» командовал Чириков. Совместное плавание кораблей продолжалось около трех недель. Потом они потеряли из виду друг друга, и судьбы их сложились по-разному. «Св. Павел» достиг Америки первым. В ночь на 16 июля под 55° 36' с. ш. моряки после полутора месяцев плавания увидели гористый берег. Это был один из островов, расположенных возле материка. Высадиться на американской земле не удалось. Посланная с людьми шлюпка не вернулась. Тщетно ждали возвращения и второй (последней) шлюпки, отправленной на розыски пропавших людей. Очевидно, обе лодки погибли в водоворотах, образуемых течением в этих местах. Обратный путь корабля от американского берега до Камчатки был тяжелым. У Чирикова и его спутников не было возможности пополнить запасы пищи и пресной воды, приходилось голодать, собирать во время дождей стекающую с парусов воду, бороться со штормами и цингой. На Алеутских островах, не нанесенных на карты, мореплаватели повстречали народ, неизвестный европейцам до Второй Камчатской экспедиции. В октябре 1741 г. корабль подошел к Авачинской бухте. Маршруты экспедиций Беринга и Чирикова. Вестей о корабле «Св. Петр» не было еще около года. Какие же испытания выпали на долю находившихся на нем моряков? «Св. Петр» достиг американского берега 17 июля 1741 г. на широте 58° 14'. Мореплаватели увидели горные хребты со снежными вершинами и самую высокую из них назвали горой Св. Ильи. Двое суток корабль плыл вдоль побережья. Затем натуралист Стеллер высадился на берег. За немногие часы пребывания на американской земле он успел познакомиться с растительным и животным миром побережья. Обнаружил он и покинутое жилище людей — землянку в лесу. Обратное плавание было очень трудным. Корабль попадал и в шторм и в туманы, моряки болели цингой, многие из них умерли. Первым умер матрос Никита Шумагин. «Св. Петр» находился тогда у неизвестных островов. Эти острова мореплаватели назвали в память умершего Шумагинскими. Тяжело болел цингой шестидесятилетний Беринг. Корабль потерял ориентировку и потерпел крушение возле земли, которую ошибочно приняли за Камчатку. Вскоре, однако, выяснилось, что это необитаемый остров. На нем мореплаватели провели мучительную зимовку. Беринг умер. Впоследствии остров был назван его именем, а вся группа островов — Командорскими. Летом оставшиеся в живых люди разобрали поврежденный корабль и построили судно и в августе 1742 г. добрались до Камчатки. Завершая рассказ о Второй Камчатской экспедиции, назовем еще имя Степана Петровича Крашенинникова, автора книги «Описание Земли Камчатки». Путешествия Крашенинникова — примечательная страница в истории исследования нашей Родины. Ему довелось около четырех лет (1737—1741) странствовать по Камчатскому полуострову, изучая его удивительную природу: курящиеся сопки, горячие источники, реки, в которые несметными косяками заходила с моря рыба. Путешественник стал другом камчадалов, издревле населявших Камчатский край. Труд Крашенинникова о Камчатке был одним из самых замечательных географических произведений XVIII в. и не потерял своего значения до сих пор. Камчатка. От ее берегов начинались плавания Беринга и Чирикова. Первым ученым, который исследовал ее, был С. П. Крашенинников. Вторая Камчатская экспедиция (включая и Великую Северную) продолжалась в общей сложности десять лет, с 1733 по 1743 г. Не только в XVIII, но и в XIX в. трудно назвать какую-либо еще экспедицию, результаты которой были бы столь значительны. Экспедицией было положено на карту почти все северное побережье России, северо-западное побережье Америки, Алеутские и Курильские острова, побережье Японии, исследована Камчатка. Могила Витуса Беринга на Командорских островах. Во второй половине XVIII в. карта Арктики и северной части Тихого океана пополняется результатами новых исследований и открытий. На карту Арктики наносится Новосибирский архипелаг, известия о котором впервые были получены в 1710— 1712 гг. от якутских казаков Вагина и Пермякоеа. В начале 70-х годов XVIII в. на этих островах несколько раз бывал промышленник Иван Ляхов. По его имени южная часть архипелага получила название Ляховских островов. Около 1760 г. кормщик зверобойного судна Савва Ложкин обогнул Новую Землю с севера. В 1768—1769 гг. ее изучал штурман Федор Розмыслов. Совершаются в это время и открытия неизвестных ранее частей побережья другого арктического архипелага — Новой Земли, южный остров которого уже много столетий назад был известен русским поморам. Михаил Васильевич Ломоносов писал о важности исследований Арктики, он был убежден, что именно русские мореходы проложат путь через северные моря в Тихий океан. Глубоким убеждением, что Северный морской путь будет открыт русскими мореходами, проникнуты поэтические строки Ломоносова : Напрасно строгая природа Ему принадлежит работа, в которой он обосновал возможность плавания из Северного Ледовитого океана в Тихий. Она называется «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в. Восточную Индию». Эта работа далеко опередила свое время. В ней Ломоносов впервые научно разработал идею освоения Северного морского пути. Именно по замыслу Ломоносова в 60-х годах XVIII в. была предпринята экспедиция под начальством Василия Яковлевича Чичагова. Цель ее состояла в том, что-бы пройти от Архангельска на север, в глубь Центрального полярного бассейна, и далее плыть по «Северному океану» в Тихий океан до самой Камчатки. Пробиться во льдах на север дальше 80° 30' с. ш. Чичагову не удалось, но и эта широта была впервые достигнута парусными кораблями. Маршруты плаваний Джемса Кука. Во второй половине XVIII столетия на карту были нанесены новые земли и в северной части Тихого океана. К Алеутским островам приплывают один за другим русские мореходы, промышляющие песца и морского котика. Они открывают все новые острова и целые островные группы в громадной Алеутской гряде, которая, как известно ныне, протянулась более чем на 1800 км. По имени одного из таких мореходов — Андреяна Толстых — большую группу островов стали называть Андреяновскими. Исследования здесь продолжала в 1768—1769 гг. экспедиция Петра Кузьмина Креницына и Михаила Дмитриевича Левашова. Русские промышленники побывали на крупном острове Кадьяк, расположенном близ побережья Аляски. В 1784 г. купец Григорий Иванович Шелихов основал на нем постоянное русское поселение, а затем приступил к созданию поселений и на самой Аляске. Так началось присоединение Аляски к российским владениям. Григорий Иванович Шелихов и Александр Андреевич Баранов, назначенный в конце XVIII в. главным правителем Русской Америки, сделали многое для исследования северо-западной части американского континента, в особенности для создания правильной географической карты Аляски. С 1785 по 1793 г. проводила исследования в Арктике и в северной части Тихого океана экспедиция Иосифа Иосифовича Биллингса и Гавриила Андреевича Сарычева. На основании исследований выдающийся гидрограф Сарычев составил ценные карты и описания Алеутских островов, отдельных частей побережья Берингова и Охотского морей, северо-восточной Сибири и Аляски. Эти описания послужили образцом для русских мореплавателей позднейшего времени. Во второй половине XVIII в. в водах северной части Тихого океана появились английские и французские суда, совершавшие длительные кругосветные плавания. |